Болезни Android и Google Play

Фрагментация

Фрагментация (большое многообразие «железной» составляющей и ОС) Android-устройств – очень большая проблема как для пользователей, разработчиков и операторов связи, так и для самой Google, которая уже потеряла контроль над системой Android и имеет практически нулевые шансы его вернуть.

В экосистеме Android фрагментация переходит все границы, что создает трудности всем как пользователям, так и разработчикам. Google не дает статистики по девайсам, поэтому придется обратиться к статистике, собранной сторонним маркетом приложений. Топ 10 устройств (в том числе планшетов) составляет:

Распределение Android-устройств на рынке

Согласно статистике Google, почти 86% устройств работают на устаревших ОС, вышедших полтора-два года назад. С другой стороны, более, чем две трети пользователей iOS обновились до iOS 5 в течение 3 месяцев после ее релиза. 61% пользователей обновились до iOS 5.1 всего за 15 дней. Android 4 “Ice Cream Sandwich” вышла порядка полугода назад, но уровень ее проникновения составляет лишь 2.4%.

К тому же, ситуация такова, что многие производители намеренно перестают поддерживать устройства, не выпуская свежие сборки ОС практически месяцы спустя выход устройства на рынок; действительно, зачем тратить усилия, если производитель зарабатывает лишь на железе, а не на контракте с конечным потребителем?

Рынок приложений

Большинство пользователей Android не склонны платить за приложения, делая эту платформу непривлекательной для разработчиков больших и сложных приложений. Выпуская «бесплатные» программы, разработчики фактически нагружают их рекламой, разрушая положительный опыт от использования программ.

Чтобы охватить все платформы и поддержать удовлетворительное количество устройств, разработчикам приходится нести все больше издержек. Некоторые независимые девелоперы уже прекращают разрабатывать под Android именно по причине высокой фрагментации устройств. Тем, кто продолжают писать приложения под Android, приходится ждать значительные промежутки времени, пока API (а, следовательно, новые возможности), введенные в новой версии Android, станут доступны на значительном количестве устройств.

Безопасность

Безопасность платформы также оставляет желать лучшего. Благодаря тому, что программы, попадающие в маркеты приложений, не проходят никакой проверки (из за политики «открытости», проповедуемой Google), количество вредоносных программ растет стремительными темпами.

Что будет делать Google?

Google Play

Безусловно, в Google работают люди, которые понимают, что Android как бренд и платформа не оправдывает вложенных в него инвестиций. На фоне вложенных в разработку миллиардов, с 2008 года доходы от рекламы на платформе, насчитывающей более 300 миллионов активированных устройств, для Google составили лишь 543 миллиона долларов (что в 4 раза ниже доходов Google от рекламы на iOS). Продажи в Android Market составляют лишь 7%, в то время как Apple App Store имеет 90%.

Что может сделать Google? Вероятно, еще больше инвестировать в свой бренд Nexus (или создаст совершенно новый), окружив его подобием той же экосистемы, которая присуща iOS-девайсам. Первый шаг к этому Google уже сделала, объединив в новой площадке Google Play сервисы по продаже приложений, книг, музыки и фильмов. Следующим шагом может стать выпуск флагманских устройств совместно с купленной ей Motorola. От Google можно ожидать тех же шагов, что были предприняты Apple: уменьшением и упрощением линейки устройств и введением рецензии приложений, принимаемых в Google Play.

Двигаясь вперед, Google будет много инвестировать в бренд “Google Play”; а чтобы эффективно продвинуть новый бренд, нужно постепенно перестать использовать бренд “Android”, что и делает Google. Чтобы посоревноваться с Apple на рынке планшетных устройств, Google нужно создать феноменальный бренд, который покроет всю цепочку: интерфейс, устройство, ОС, приложения и сервисы. Новые устройства будут все больше увеличивать фрагментацию Android по всем направлениям; Google, понимая это, будет дистанцироваться от Android (оставив вместе с ним и отрицательный гудвилл), в конечном итоге, забросив этот бренд , начнет фокусироваться на чем-то, что она сможет контролировать от начала и до конца.

За рынком планшетных устройств будет интересно понаблюдать в этом году, смотря на изменения, которые предпринимает Google.